О сенсорной интеграции из первых рук

77ed92ad75972e46a7a99542642c2191.jpg Сенсорная интеграция - словосочетание, которое слышали от меня родители на прошедших в детском саду собраниях много раз. В данном посте я не ставлю себе задачу как-то по особенному индивидуально раскрыть это понятие. Да и задача непроста, учитывая частоту встречаемости слов "сенсорная интеграция" на интернет-просторах. Как водится в этих "сетевых дебрях", прежде чем докопаешься до истины, начитаешься разного: от смешного до глупого. Сенсорная интеграция в этом смысле не исключение. Поэтому...

всех, кто заинтересовался процессом сенсорной интеграции, хочет узнать о том как сенсорная интеграция взаимосвязана с детским развитием, что такое метод сенсорной интеграции, какое участие в этом может принимать родитель и многое другое, адресую к книге, написанной автором метода сенсорной интеграции Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития" (Издательство: Теревинф, 2009). Книгу эту сейчас без всяких проблем можно скачать на множестве сайтов.
Для тех, кто пока не готов погрузиться с головой в чтение книги, но хотел бы понять о чем идет речь, я размещаю краткую информацию с сайта "Особые переводы" http://specialtranslations.ru/faq-ayres-sensory-integration/

Часто задаваемые вопросы о методе ASI® (теория сенсорной интеграции Джин Айрес)

Американская Ассоциация Эрготерапевтов
Переводчик: Юлия Донькина
Редактор: Анна Нуруллина
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

1. Что такое метод ASI® (Ayres Sensory Integration) или метод сенсорной интеграции Джин Айрес?
Сенсорная интеграция - это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Айрес, 1976/2005). Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.
Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрес, лечебным педагогом и эрготерапевтом. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранения нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как метод ASI®. Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.

2. Каким образом сенсорная интеграция влияет на то, что и как мы делаем?
По мере взросления нейротипичный ребенок развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию. Благодаря эффективной обработке этой информации формируются правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и грубая моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для преодоления этих трудностей эрготерапевт может использовать метод ASI®, в основе которого лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.

3. Как часто специалисты диагностируют проблемы в сфере сенсорной интеграции?
Согласно различным исследованиям 40-80% детей и 3-11% взрослых с нарушениями развития имеют те или иные проблемы в сфере сенсорной интеграции (Баранек и др., 2002; Баранек, Фостер и Берксон, 1997).
Кроме того, дефицитарность в сфере сенсорной интеграции имеют 10-12 % из общей популяции людей, не имеющих каких-либо специфических диагнозов (МакИнтош, Миллер, Шиу, Хагерман, 1999).

4. Сопутствуют ли нарушения в сфере сенсорной интеграции каким-либо определенным диагнозам?
В большинстве случаев применение данной методики показано детям и подросткам, которые имеют специфические диагнозы, такие как РАС, различные виды задержек развития, СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения моторной координации. Однако согласно различным исследованиям метод ASI® c успехом применяется и у пациентов от рождения до подросткового возраста, не имеющих определенных диагнозов.

5. Каким образом специалист, работающий с ребенком, может понять, что ребенку показано терапевтическое вмешательство по методу ASI®?
В арсенале эрготерапевта, к которому направляется ребенок для проведения диагностики и выявления причин нарушений, имеются различные методы и инструменты оценки состояния ребенка.
Если эрготерапевт подозревает, что у его клиента проблемы в сфере сенсорной интеграции, он может обратиться к методу ASI®. В рамках этого метода специалист выполнит пробы в естественной для ребенка обстановке, проведет интервью с педагогом и сопровождающим ребенка (няней), сделает стандартные тесты и проведет структурированное клиническое обследование, для того чтобы выявить, какие нарушения в сенсорной сфере негативно влияют на поведение ребенка и усвоение им определенных навыков.
При выявлении нарушений в сфере сенсорной интеграции эрготерапевт может прибегнуть к выполнению теста SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests) с целью определения специфики и локализации сенсорных нарушений. Далее пациенту может быть рекомендовано вмешательство по методу ASI®

6. Что такое SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests)?
Одной из составляющих метода ASI® является серия из 17 тестов (SIPT) для оценки уровня функционирования сенсорной сферы ребенка от рождения до
8 лет и 11 месяцев. Данные тесты являются «золотым стандартом» в исследовании функционирования сенсорной сферы и позволяют с большой степенью точности определить причины неадекватной моторной или эмоциональной/ поведенческой реакции ребенка в ответ на внешний или внутренний раздражитель. Джин Айрес также разработала нормативную шкалу, с которой можно соотносить результаты отдельного взятого ребенка с нормальными показателями в его возрастной группе.

7. Каким образом эрготерапевт может научиться использованию
тестов SIPT?

Для того чтобы иметь возможность использовать данные тесты в своей работе, эрготерапевту необходимо пройти специальный тренинг по методу сенсорной интеграции и получить сертификат с правом проведения теста SIPT и интерпретации его результатов. Данный тренинг доступен для эрготерапевтов, физических терапевтов, специалистов по речевым нарушениям. Тренинг проводится на базе Университета Южной Калифорнии (USC) в рамках программы по сенсорной интеграции, проводимой ассоциацией Western Psychological Services.
Сертификация включает в себя серию из 4 курсов по теории сенсорной интеграции, проведению тестов SIPT и интерпретации результатов данных тестов и обучению комплексу упражнений по сенсорной интеграции.
Сертифицированные ассистенты эрготерапевтов и физических терапевтов имеют право посещать данные курсы только в том случае, если они получили поддержку специалиста уже прошедшего данную сертификацию (или находящегося в процессе обучения), который подтвердит свою готовность оказывать профессиональную поддержку ассистенту во время обучения и в дальнейшей профессиональной практике. Дополнительную информацию можно получить на сайте
www.wpspublish.com или www.usc.edu/schools/ihp/ot/sensory_integration/

8. Необходимо ли эрготерапевтам проходить курсы повышения квалификации по сенсорной интеграции?
Нет, в этом нет необходимости. Многие эрготерапевты, состоящие в международном профессиональном сообществе или Американской ассоциации эрготерапевтов специализируются на выявлении проблем в сенсорной сфере. Но хотя данный тренинг необязателен, многие специалисты все же прошли его и получили сертификат по применению тестов SIPT и владеют методом ASI®.

9. В каких случаях показано использование метода ASI®?
Если специалист, работающий с ребенком, приходит к выводу, что причиной поведенческих или иных проблем, связанных с выработкой адекватного ответа на сенсорные раздражители, является дефицитарность процесса сенсорной интеграции, в терапевтических занятиях с таким ребенком может быть использован метод сенсорной интеграции Джин Айрес.
В ответе на следующий вопрос мы изложим основные моменты, связанные с работой по методу ASI®.

10. Как выглядит занятие с эрготерапевтом?
После проведения диагностики эрготерапевт составляет комплекс упражнений, выполнение которых поможет пациенту восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции. Часто в этот список включаются упражнения для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной систем, которые позволяют сформировать базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия и, как следствие, обучения необходимым навыкам.
Применение метода ASI® опирается на несколько ключевых принципов:
1) Воздействие по методу ASI® проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными для ребенка как физически,так и эмоционально;
2) Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешний контекст, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;
3) Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;
4) Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;
5) Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи (Пархам и др., 2007)

11. В чем разница между сенсорной модуляцией и восприятием (различением) сенсорных модальностей (зрение, слух, тактильное ощущение и т.д.)?
Теория ASI® включает в себя понятия сенсорной модуляции и сенсорного восприятия (различения). Оба этих процесса лежат в основе нормального функционирования нервной системы человека и являются составными частями процесса сенсорной интеграции. Сенсорная модуляция - это способность регулировать и адаптировать моторный или поведенческий ответ на сенсорные стимулы таким образом, чтобы этот ответ не был ни недостаточным, ни чрезмерным по отношению к сенсорной ситуации.
Сенсорное восприятие (различение) - это способность ребенка ясно различать сенсорный стимул (ощущение) и использовать его для формирования адаптивного ответа. Оба этих процесса абсолютно необходимы для человека, и их эффективное функционирование позволяет приобрести навыки, необходимые для обучения и взаимодействия в мире, в котором мы живем.

12. Могут ли дети с сенсорной дезинтеграцией испытывать трудности в школьном обучении?
Да, могут. Нормально развитие детей опирается на эффективное получение, обработку и организацию входящей сенсорной информации, что позволяет им приобретать навыки, необходимые в повседневной жизни, а также в обучении.
Здесь мы хотели бы перечислить лишь некоторые из навыков, уровень развития которых напрямую зависит от эффективности процесса сенсорной интеграции. Их наличие свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе:
-- способность к концентрации внимания на задании;
-- навык следования вербальным инструкциям;
-- навык самостоятельного выполнения серии заданий;
-- овладение различными предметами;
-- овладение навыками письма, и в первую очередь овладение правильным захватом карандаша/ ручки;
-- навык зрительно-моторной координации, зрительный праксис;
-- умение удерживать вертикальную позу, сидя за партой;
-- владение навыками крупной моторики для участия в игре и процессе отдыха.

13. Можно ли ссылаться на метод ASI® как на систему ориентиров, работая со школьниками?
Да, эрготерапевты и ассистенты эрготерапевтов должны понимать, что являясь сертифицированными специалистами в этой области, владея национальными стандартами и соответствующей практикой, а также государственными лицензиями (где они являются обязательными), они обладают всеми необходимыми навыками для самостоятельного принятия решений о применении того или иного метода работы с пациентом. Чем более обширна практика специалиста, тем более уверенно он чувствует себя при выборе терапии и более эффективно использует различные терапевтические методы, комбинируя их с целью достижения максимального результата для пациента. Специалисты, работающие в школе, могут и должны прибегать к использованию метода ASI® для повышения навыков обучения.

14. Что означает термин «сенсорная диета»?
В терминах ASI® сенсорная диета означает индивидуальный набор занятий, целью которых является получение ребенком сенсорного опыта в течение всего дня. Так же, как и навыки здорового питания способствуют получению организмом всех необходимых питательных веществ, сенсорная диета восполняет дефицит сенсорных ощущений, которые имеются у ребенка. Ребенку могут быть необходимы занятия, которые позволяют получить намного больше сенсорной информации (через прикосновения, проприоцептивные ощущения), чем он получил бы в обычной повседневной жизни. Сенсорная диета разрабатывается эрготерапевтом и им же контролируется.

15. Может ли метод ASI® быть использован для работы с подростками и взрослыми пациентами?
Современные исследования подтверждают, что нейропластичность мозга сохраняется до момента достижения человеком взрослого возраста. Клинические отчеты о взрослых пациентах, с которыми занимались по методу ASI®, свидетельствуют об улучшении моторных навыков пациента, о повышении у них самооценки и навыков социального взаимодействия. Конечно же, упражнения для взрослых пациентов будут выглядеть несколько иначе, чем для детей, ведь навыки, необходимые в подростковом возрасте и взрослой жизни, отличаются от навыков, которым следует обучать ребенка.

16. Какие исследования подтверждают эффективность использования метода ASI®?
Сенсорная интеграция и по сей день остается предметом постоянного исследования специалистов из различных областей и, конечно же, эрготерапевтов. Достаточное количество проведенных исследований свидетельствует об успешности применения метода ASI® (Линдерманн и Стюарт, 1999; Миллер, Колл и Шоен, 2007; Пархам, 1998; Шааф и Найтлингер, 2007).

Где можно найти дополнительную информацию о методе сенсорной интеграции ASI®?
В дополнение к вышеуказанным веб-ресурсам информацию можно найти на сайте www.siglobalnetwork.org, а также на сайте Американской ассоциации эрготерапевтов AOTA http://www.aota.org/Consumers/Professionals/WhatIsOT.aspx

Данная информация была предоставлена сертифицированными эрготерапевтами Стефани Бодисон, Рене Уотлинг, Хизер Миллер Куханек и Дианой Хенри.

Для тех, кто владеет английским языком, предлагаю посмотреть видео с официального сайта http://www.siglobalnetwork.org

В детском саду мы не занимаемся терапевтическим вмешательством по методу сенсорной интеграции. Мы используем знание метода для развития и лучшего сопровождения наших детей. Давайте делать это вместе!

Юлия Сергеевна, психолог


Комментировать

(Если Вы впервые оставляете комментарии здесь, возможно, администратор сайта должен будет проверить ваши сообщения до того как они появятся на сайте.)